Аптированная образовательная программа ЗПР

1

Содержание

2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Пояснительная записка
Цель и задачи реализации адаптивной программы
Принципы формирования программы
Характеристика контингента воспитанников с ВТНР
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Планируемые результаты освоения программы
Описание образовательной деятельности в условиях логопункта
Диагностико-консультативное направление работы для детей с ЗПР
Взаимодействие специалистов ДОУ
Особенности взаимодействия учителя - логопеда с семьями воспитанников
Организация работы учителя – логопеда с детьми в ДОУ
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Описание программно-методического обеспечения

3
3
4
4
4
6
8
9
10
11
12
13

1. Пояснительная записка
Развитие современного общества предъявляет новые требования к
дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-

3

образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных
программ, результатам и результативности их деятельности.
Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.1.2660-10;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций
(Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913»)
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155)
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)
-Устава МАДОУ № 555 и Основной общеобразовательной программа –
программы дошкольного образования МАДОУ № 555
Программа определяет содержание
и
организацию
воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными
возможностями здоровья (задержкой психического развития (далее ЗПР)) и
направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания,
обучения, позволяющих
учитывать особые
образовательные
потребности
детей
с ограниченными
возможностями
здоровья посредством индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса.
При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем,
обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение
познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных
функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность
всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции
поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность
произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая
работоспособность. Поэтому разработка коррекционной адаптированной
образовательной программы, учитывающей специфику воспитания и
обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная
программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 7 лет.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного
процесса в двух основных организационных моделях:

4

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная,
подгрупповая); -максимально возможная самостоятельная деятельность
ребенка.
2. Цель и задачи реализации программы
Основная цель программы – формирование у детей знаний об
окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных
математических представлений и всестороннее развитие психических
процессов.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей
профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов
работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом
возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
3. Принципы формирования программы
1. Принцип преемственности: обеспечивает связь программы
коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной
программы;
2. Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает
весь комплекс психофизических нарушений;
3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с
учетом «зоны ближайшего развития»;
4. Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка;
5. Принцип системности: обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития
и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка;
6. Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению;
7. Принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и психическом развитии;
8. Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса.
4.

Характеристика контингента воспитанников с ЗПР

5

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую
психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая
проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической
деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания,
мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается
недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую
дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они
воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них
беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях.
Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и
ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и
результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может
проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной
дифференцированности
словаря,
трудностях
усвоения
логикограмматических конструкций. У значительной части детей наблюдается
недостаточность
фонетико-фонематического
восприятия,
снижения
слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая,
семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и
пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР
направлена на формирование базовых составляющих психического развития.
Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены
многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоциональноволевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В
работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и
коррекционно-развивающий.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление
первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной
возникновения нарушений в развитии психических процессов, а также на
предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть.
Кроме того. на формирование определенного круга знаний и умений,
необходимых для успешной подготовки детей к обучению в
общеобразовательной школе.
Коррекционная направленность проходит через все разделы
физкультурно - оздоровительной, воспитательно-образовательной и
социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционноразвивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических
особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит

6

на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с
задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуальнодифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны,
учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности
каждого ребенка, а с другой - группы в целом.
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми среднего
дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического
базиса для развития высших психических функций, что предполагает:
а) стимуляцию познавательной активности и совершенствование
ориентировочно - исследовательской деятельности;
б) развитие общей и ручной моторики;
в) развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных
связей;
г) обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов
восприятия;
д) развитие выносливости к непрерывному сосредоточению на задании,
работоспособности;
е) скорость актуализации временных связей и прочность запечатления
следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
ж) способность к концентрации и к распределению внимания;
з) готовность к сотрудничеству со взрослым;
и) стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких
направлениях:
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и
формирующейся личности:
-развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию
ребенка к новым социальным условиям;
-профилактику
и
устранение
встречающихся
аффективных,
негативистских других отклонений в поведении;
-развитие социальных эмоций;
-создание условий для развития самосознания и самооценки;
-формирование способности к волевым усилиям, произвольной
регуляции поведения;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и
формирующегося характера.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций:
-развитие сферы образов-представлений;
-формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной
активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных
форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного),
конкретно-понятийного (словеснологического), в том числе,
элементарного умозаключающего мышления;

7

-развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
-формирование пространственно-временных представлений;
-развитие умственных способностей через овладение действиями
замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
-развитие творческих способностей;
-совершенствование мнестической деятельности;
-развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.
3. Развитие речи и коммуникативной деятельности
-целенаправленное
формирование функций речи
(особенно
регулирующей, планирующей);
-создание условий для овладения ребенком всеми компонентами
языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов,
совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического
строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого
высказывания;
-подготовка к овладению навыками письма и чтения;
-стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для
овладения различными формами общения: обеспечение полноценных
эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками,
стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному
общению.
4.Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных,
ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов):
-целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов деятельности;
-всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
-развитие игровой деятельности;
-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью:
умения программировать, регулировать и оценивать результаты при
выполнении заданий учебного типа;
-формирование основных компонентов готовности к школьному
обучению:
физиологической,
психологической
(мотивационной,
познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителемдефектологом, педагогом-психологом. Некоторые задачи решаются
практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения,
способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных
навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.
6. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР
Речевое развитие

8

-проявляет речевую активность, способность взаимодействовать
окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
-понимает названия предметов, действий, встречающихся в
повседневной речи;
-понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
-воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов,
состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Социально-коммуникативное развитие
-выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий
(воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки,
помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
-может заниматься, не отвлекаясь в течение пятидесяти минут.
Познавательное развитие
-составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
-создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
-показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре
основных цвета и две-три формы;
-выбирает из
трех предметов разной
величины «самый
большой», «самый маленький»;
-выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу,
показанному взрослым;
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
-усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных
материалах;
-знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года
(лето и зима) и части суток (день и ночь);
-обладает
когнитивными
предпосылками
различных
видов
деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
-эмоционально
положительно
относится
к
изобразительной
деятельности, ее процессу и результатам;
-знает используемые в изобразительной деятельности предметы и
материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин,
глина и др.) и их свойства;
-с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
(3-4 этап обучения)
-стремится к использованию различных средств и материалов в процессе
изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши,
восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для

9

рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды
бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
-владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной
гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
-эмоционально откликается на воздействие художественного образа,
понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с
помощью творческих рассказов;
-воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; сопереживает персонажам художественных произведений.
Речевое развитие
-обладает мотивацией к школьному обучению;
-усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о
предметах и явлениях окружающего мира;
-составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с
помощью взрослого);
-владеет простыми формами фонематического анализа, способен
осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным
переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции
фонематического синтеза;
-знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет
их воспроизводить;
-правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом).
Социально-коммуникативное развитие
-владеет
основными
продуктивной
деятельности,
проявляет
самостоятельность в
разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
-участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
-пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными
нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры,
соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
Познавательное развитие
-обладает сформированными представления о форме, величине,
пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в
речи;
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной
регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного
планирования деятельности;
-воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и
сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков
и пазлов;
-моделирует различные действия, направленные на воспроизведение
величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью
пантомимических, знаково-символических графических и других средств на

10

основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов
и их моделей;
-владеет
элементарными
математическими
представлениями:
количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном
(перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений,
соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические
задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала
символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
7. Описание образовательной деятельности в условиях логопункта
Обеспечение
коррекционного
воспитательно-образовательного
процесса с детьми с ОВЗ осуществляется воспитателями, музыкальным
руководителем, учителем – логопедом.
Использование основной общеобразовательной программы создает
условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации
права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать
максимальное развитие психологических возможностей и личностного
потенциала дошкольников:
-Коррекционная программа воспитания и обучения для детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием (Т.Б.Филичева, Т.В.Тумакова),
-Коррекционная программа обучения и воспитания детей с общим
недоразвитие речи в условиях специального детского сада (Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина),
-Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
(Шевченко С.Г.),
Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей
МАДОУ построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя
членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует
общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и
способности к общему творческому делу. Образовательная среда
обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или
других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка,
посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех
общественных, научных, эстетических, нравственных запросов. Выстроенная
образовательная среда в МАДОУ способствует созданию условий для цельной
и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей
нацелено на осуществление развивающего обучения.
Особенности образовательной деятельности в условиях логопункта
В условиях логопункта логопед имеет право брать на коррекционные
занятия детей с ВТНР с любого вида образовательной деятельности по
договорённости с педагогом группы или по утверждённому руководителем
МАДОУ расписанию.
1.Утренний образовательный блок с 8.00 до 11.00 включает в себя:

11

-совместную деятельность педагогов с детьми;
- параллельную коррекционную работу логопеда с детьми;
-свободную самостоятельную деятельность детей.
2. Развивающий коррекционно-образовательный блок (с 9.00 до 11.00, в
соответствии с учебным планом) представляет собой организацию
непрерывной
образовательной
деятельности
детей
(проведение
педагогических мероприятий и занятий с детьми 4-7 лет).
-развивающей работы.
Непрерывная образовательная деятельность по реализации
образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
требующая от детей повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, организуется в первой половине дня. Образовательные области
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие» организуются как в первой, так и во второй
половине дня.
Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии
детей с ЗПР осуществляется в индивидуально учителем-логопедом и
воспитателями.
Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с
воспитанниками, в рамках организации их совместной деятельности,
направлена на установление неформальных партнерских отношений,
определяющих непосредственную включенность педагога в деятельность
наравне с детьми, создание ситуаций добровольного присоединения детей к
предложенной деятельности без психического и дисциплинарного для
воспитанников принуждения.
Деятельность педагогов-специалистов с детьми ЗПР в рамках
определенной возрастной группы определяется циклограммой деятельности
на неделю.
Самостоятельная деятельность детей осуществляется по плану
воспитателя
8. Диагностико-консультативное направление работы для детей с
ЗПР
Диагностико-консультативное направление работы основывается на
основополагающем принципе дефектологии: принципе единства диагностики
и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным
междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием
ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по
приказу руководителя в составе учителя-логопеда, заместителя заведующего,
музыкального руководителя, обязательного присутствия одного из родителей
ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят: изучение
состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития

12

ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и
эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение
особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение),
социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду),
запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни
(дограмматических, элементарных математических, об окружающих
предметах и явлениях действительности), педагогическое изучение.
Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в
сентябре, когда ребенок поступает вДОУ, в январе (промежуточное изучение)
и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в
результате образовательно-воспитательного процесса, организованного
специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для организации
обследования детей в программах выделяется специальное время. Так,
реализуется важнейший принцип дефектологической науки – принцип
динамического изучения развития ребенка в процессе образовательновоспитательной работы.
Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения
подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка
специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие
индивидуальный подход: установление четких целей коррекционноразвивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения. Выработка
адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение
сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной
работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.
Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической
комиссии (территориальной ПМПК), в деле ребенка должны находиться
рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его
развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной
динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения
развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее
учреждение (на основании заключения территориальной ПМПК).
9. Взаимодействие специалистов ДОУ
Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ЗПР в
образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель –
логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому
воспитанию.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является
оптимально
выстроенное
взаимодействие
специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение
детей с ЗПР в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
-комплексность в определении и решении проблем ребенка,
предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

13

-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
ребенка;
-составление комплексных индивидуальных программ общего развития
и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной,
волевой и личностной сфер ребёнка.
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики,
логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Использование
распространенных
и
современных
форм
организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы
сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять
многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,
связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и
специалистов была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в
процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной
деятельности и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных
моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты
обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во
главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются
достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется
перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем
разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная
деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен учитывать
содержание не только тех разделов программы, по которым он
непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.
В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы,
которые проводит учитель-логопед. При этом надо помнить, что воспитатель,
проводя свои виды деятельности, ни в коем случае не является «репетитором»,
не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и
закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных
ситуациях.
3. Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности, и
проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные
занятия.
Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционнопедагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все

14

возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны
работать все специалисты детского сада и воспитатели группы
компенсирующей направленности.
10. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями
воспитанников
Взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместное
определение целей, планирование работы, распределение сил и средств в
соответствии с возможностями каждого участника. Система взаимодействия
детского сада с семьей позволяет обеспечить педагогическое сопровождение
семьи на всех этапах дошкольного детства, делая родителей действительно
равноответственными участниками образовательного процесса.
Цель дошкольного учреждения - оказать профессиональную помощь
семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая
более полную реализацию ее воспитательных функций:
1.Развитие интересов и потребностей ребенка;
2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
3.Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
4.Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
5.Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и
уважение к нему как к уникальной личности.
Учителем – логопедом проводятся консультации индивидуальные и
групповые, мастер – классы, практические занятия.
11. Организация работы учителя – логопеда в ДОУ
Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с календарным
временем посещения круглогодично (кроме праздничных дней). Организация
деятельности взрослого и детей по реализации и освоению программы
осуществляется в двух основных моделях организации образовательного
процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Основу режима дня составляет точно установленный
распорядок сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и
оздоровительных процедур, учитывающий физиологические потребности и
физические возможности детей определенного возраста. Каждая возрастная
группа имеет свой режим дня, учитывающий особенности дошкольников
данного возраста.
Ежедневная организация жизнедеятельности детей
Решение образовательных задач в рамках логопункта осуществляется
как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде
образовательной деятельности по плану учителя - логопеда с учётом

15

режимных моментов (утренний прием детей, прогулка, подготовка ко сну,
организация питания и др.)
Объем образовательной нагрузки (непосредственно образовательной
деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов) определяется учебным планом, а также
индивидуальными особенностями воспитанников в пределах максимально
допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней,
установленных Федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами
(Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913»)
Формы организации детей с ОВЗ: подгрупповые, индивидуальные.
Непрерывная образовательная деятельность в дошкольном учреждении
регламентируется учебным планом, составленным в соответствии с
требованиями СанПиНа (общее время НОД в неделю):
- индивидуальные занятия продолжаются от 10 – 15 минут;
- подгрупповые от 15 – 20 минут
Непрерывная образовательная деятельность организуется с детьми на
основе реализации принципов развивающего обучения и использования
здоровьесберегающих технологий. Между различными видами детской
деятельности предусмотрены перерывы длительностью 10 минут.
12. Предметно-пространственная развивающая среда
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога и
групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивается:
— игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
— двигательная активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Для реализации коррекционной работы, используются игры и
оборудование:
-доска;
- сенсорный стол;
- зеркало;
- игры по формированию элементарных математических представлений;
- игры по развитию сенсорных представлений;
- игры по развитию внимания;

16

- игры и пособия по развитию мышления;
- игры и пособия по развитию грамматического строя и связной речи;
- игры по развитию мелкой моторики;
-демонстрационный материал по лексическим тема.
13. Описание учебно-методического обеспечения
1. Шевченко С.Г. Программно-методические материалы для подготовки к
школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), Школьная Пресса, -М,
2005;
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред.,
КАРО, С-Пб, 2005 г.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей: учеб.- метод. пособие. - М.: ГномПресс, 2000. - 64 с.
4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С.
Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.
ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
6. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В.
Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».