1 Содержание 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Пояснительная записка Цель и задачи реализации адаптивной программы Принципы формирования программы Характеристика контингента воспитанников с ВТНР Основные направления коррекционно-развивающей работы Планируемые результаты освоения программы Описание образовательной деятельности в условиях логопункта Диагностико-консультативное направление работы для детей с ЗПР Взаимодействие специалистов ДОУ Особенности взаимодействия учителя - логопеда с семьями воспитанников Организация работы учителя – логопеда с детьми в ДОУ Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Описание программно-методического обеспечения 3 3 4 4 4 6 8 9 10 11 12 13 1. Пояснительная записка Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно- 3 образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе: -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ -Конвенцией о правах ребенка ООН; -Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10; -Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913») -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) -Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава МАДОУ № 555 и Основной общеобразовательной программа – программы дошкольного образования МАДОУ № 555 Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития (далее ЗПР)) и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной адаптированной образовательной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 7 лет. Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях: 4 -совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); -максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка. 2. Цель и задачи реализации программы Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов. Задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений. 2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием. 3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. 3. Принципы формирования программы 1. Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; 2. Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; 3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; 4. Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; 5. Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; 6. Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; 7. Принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; 8. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 4. Характеристика контингента воспитанников с ЗПР 5 Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логикограмматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. 5. Основные направления коррекционно-развивающей работы Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоциональноволевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, а также на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. Кроме того. на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Коррекционная направленность проходит через все разделы физкультурно - оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционноразвивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит 6 на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуальнодифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми среднего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций, что предполагает: а) стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; б) развитие общей и ручной моторики; в) развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей; г) обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия; д) развитие выносливости к непрерывному сосредоточению на задании, работоспособности; е) скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов; ж) способность к концентрации и к распределению внимания; з) готовность к сотрудничеству со взрослым; и) стимуляцию речевого развития ребенка. На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях: 1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности: -развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; -профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских других отклонений в поведении; -развитие социальных эмоций; -создание условий для развития самосознания и самооценки; -формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; -предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. 2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций: -развитие сферы образов-представлений; -формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словеснологического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; 7 -развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; -формирование пространственно-временных представлений; -развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; -развитие творческих способностей; -совершенствование мнестической деятельности; -развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков. 3. Развитие речи и коммуникативной деятельности -целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); -создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; -подготовка к овладению навыками письма и чтения; -стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению. 4.Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов): -целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов деятельности; -всестороннее развитие предметно-практической деятельности; -развитие игровой деятельности; -формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; -формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителемдефектологом, педагогом-психологом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др. 6. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР Речевое развитие 8 -проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста; -понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи; -понимает и выполняет элементарные словесные инструкции; -воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Социально-коммуникативное развитие -выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); - проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); -может заниматься, не отвлекаясь в течение пятидесяти минут. Познавательное развитие -составляет схематическое изображение из двух-трех частей; -создает предметные конструкции из двух-четырех деталей; -показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; -выбирает из трех предметов разной величины «самый большой», «самый маленький»; -выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым; - воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов; -усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах; -знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); -обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности. Художественно-эстетическое развитие -эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; -знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства; -с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. (3-4 этап обучения) -стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для 9 рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); -владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); -эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов; -воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; сопереживает персонажам художественных произведений. Речевое развитие -обладает мотивацией к школьному обучению; -усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; -составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого); -владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; -знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; -правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом). Социально-коммуникативное развитие -владеет основными продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; -участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; -пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; Познавательное развитие -обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; -воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; -моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на 10 основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; -владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры); 7. Описание образовательной деятельности в условиях логопункта Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, учителем – логопедом. Использование основной общеобразовательной программы создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников: -Коррекционная программа воспитания и обучения для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (Т.Б.Филичева, Т.В.Тумакова), -Коррекционная программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), -Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (Шевченко С.Г.), Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей МАДОУ построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов. Выстроенная образовательная среда в МАДОУ способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения. Особенности образовательной деятельности в условиях логопункта В условиях логопункта логопед имеет право брать на коррекционные занятия детей с ВТНР с любого вида образовательной деятельности по договорённости с педагогом группы или по утверждённому руководителем МАДОУ расписанию. 1.Утренний образовательный блок с 8.00 до 11.00 включает в себя: 11 -совместную деятельность педагогов с детьми; - параллельную коррекционную работу логопеда с детьми; -свободную самостоятельную деятельность детей. 2. Развивающий коррекционно-образовательный блок (с 9.00 до 11.00, в соответствии с учебным планом) представляет собой организацию непрерывной образовательной деятельности детей (проведение педагогических мероприятий и занятий с детьми 4-7 лет). -развивающей работы. Непрерывная образовательная деятельность по реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», требующая от детей повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в первой половине дня. Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» организуются как в первой, так и во второй половине дня. Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей с ЗПР осуществляется в индивидуально учителем-логопедом и воспитателями. Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с воспитанниками, в рамках организации их совместной деятельности, направлена на установление неформальных партнерских отношений, определяющих непосредственную включенность педагога в деятельность наравне с детьми, создание ситуаций добровольного присоединения детей к предложенной деятельности без психического и дисциплинарного для воспитанников принуждения. Деятельность педагогов-специалистов с детьми ЗПР в рамках определенной возрастной группы определяется циклограммой деятельности на неделю. Самостоятельная деятельность детей осуществляется по плану воспитателя 8. Диагностико-консультативное направление работы для детей с ЗПР Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии: принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе учителя-логопеда, заместителя заведующего, музыкального руководителя, обязательного присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития 12 ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), педагогическое изучение. Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает вДОУ, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки – принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательновоспитательной работы. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционноразвивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения. Выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы. Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (территориальной ПМПК), в деле ребенка должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения территориальной ПМПК). 9. Взаимодействие специалистов ДОУ Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ЗПР в образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: -комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами; 13 -многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; -составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка. Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов была выработана следующая система деятельности: 1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом изучают детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции. 2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.). Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен учитывать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-логопед. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды деятельности, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. 3. Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности, и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционнопедагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все 14 возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать все специалисты детского сада и воспитатели группы компенсирующей направленности. 10. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников Взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместное определение целей, планирование работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника. Система взаимодействия детского сада с семьей позволяет обеспечить педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делая родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Цель дошкольного учреждения - оказать профессиональную помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: 1.Развитие интересов и потребностей ребенка; 2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; 3.Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; 4.Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; 5.Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Учителем – логопедом проводятся консультации индивидуальные и групповые, мастер – классы, практические занятия. 11. Организация работы учителя – логопеда в ДОУ Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с календарным временем посещения круглогодично (кроме праздничных дней). Организация деятельности взрослого и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Основу режима дня составляет точно установленный распорядок сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей определенного возраста. Каждая возрастная группа имеет свой режим дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста. Ежедневная организация жизнедеятельности детей Решение образовательных задач в рамках логопункта осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности по плану учителя - логопеда с учётом 15 режимных моментов (утренний прием детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.) Объем образовательной нагрузки (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется учебным планом, а также индивидуальными особенностями воспитанников в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913») Формы организации детей с ОВЗ: подгрупповые, индивидуальные. Непрерывная образовательная деятельность в дошкольном учреждении регламентируется учебным планом, составленным в соответствии с требованиями СанПиНа (общее время НОД в неделю): - индивидуальные занятия продолжаются от 10 – 15 минут; - подгрупповые от 15 – 20 минут Непрерывная образовательная деятельность организуется с детьми на основе реализации принципов развивающего обучения и использования здоровьесберегающих технологий. Между различными видами детской деятельности предусмотрены перерывы длительностью 10 минут. 12. Предметно-пространственная развивающая среда Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивается: — игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); — двигательная активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; — эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; — возможность самовыражения детей. Для реализации коррекционной работы, используются игры и оборудование: -доска; - сенсорный стол; - зеркало; - игры по формированию элементарных математических представлений; - игры по развитию сенсорных представлений; - игры по развитию внимания; 16 - игры и пособия по развитию мышления; - игры и пособия по развитию грамматического строя и связной речи; - игры по развитию мелкой моторики; -демонстрационный материал по лексическим тема. 13. Описание учебно-методического обеспечения 1. Шевченко С.Г. Программно-методические материалы для подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), Школьная Пресса, -М, 2005; 2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред., КАРО, С-Пб, 2005 г. 3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.- метод. пособие. - М.: ГномПресс, 2000. - 64 с. 4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с. 5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с. 6. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.