Пояснительная записка
Учебный план МАДОУ – детский сад № 555 является нормативным документом, регламентирующим
организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики ДОУ,
учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для
составления учебного плана являются:
Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ
Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028);
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (Утвержден
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г.
№ 2;
Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.3648-20 («Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
Устав МАДОУ – детский сад № 555.
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей
и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывно образовательной деятельности.
Основными задачами плана являются:
- реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях
организации непосредственно образовательной деятельности
- регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях непосредственно образовательной
деятельности;
Учебный план – нормативный документ, отражающий структуру образовательной деятельности
ДОУ, виды и периодичность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), определяет
объем образовательной нагрузки, содержание и комплексный подход, обеспечивающий развитие детей
во взаимодополняющих образовательных областях в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Учебный план составлен в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного
образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 555, разработанной и
утвержденной учреждением самостоятельно.
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм
работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
- построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников,
используя разные формы работы с детьми.
Структура учебного плана
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение
обязательной части основной образовательной программы для детей дошкольного возраста составляет
не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной
программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает:
- вариативность образования;
отражает специфику Учреждения;
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в обязательной
части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5
образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности.
В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как
сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• развитие игровой деятельности;
• развитие коммуникативных умений;
• формирование основ безопасности;
• приобщение к Труду;
• самообслуживание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• формирование целостной картины мира;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• конструирование.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• воспитание звуковой культуры речи;
• словарная работа;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• художественная литература и фольклор;
• художественно-продуктивная деятельность;
-
• музыка.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
• приобщение к физической культуре.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое
развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Речевое развитие» отражено в расписании НОД. Занятия как «условные часы»
используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так
и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены
основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей.
Обязательная часть Плана обеспечивает выполнение Федеральной образовательной программы
дошкольного образования. Вариативная часть, обеспечивающая реализацию регионального компонента,
взята из программы О. А. Трофимовой, О. В. Толстиковой, Н. В. Дягилевой, О. В. Закревской «Самоцвет».
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст; Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.
Особенности реализации учебного плана
В МАДОУ№ 555 функционируют 10 групп общеразвивающей направленности и 1 группа
компенсирующей направленности. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и
способствует их гармоническому развитию.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3 часов в день согласно СанПиНу
1.2.3685 - 21. В Учреждении прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую
половину перед уходом детей домой с учетом погодных условий. Во время прогулки с детьми проводятся игры
и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки, перед возвращением детей в группы.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, проводится в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей
(вторник, среда). Для профилактики утомления детей познавательная деятельность сочетается с физкультурной
и музыкальной.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
ГРУППА
ВОЗРАСТ
КОЛ-ВО МИНУТ
Раннего возраста
2 младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
от 2 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки на детей:
ГРУППА
ВОЗРАСТ
Раннего возраста
2 младшая
Средняя
Старшая
от 2 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
Подготовительная
от 6 до 7 лет
КОЛ-ВО МИНУТ
20 мин.
30 мин.
40 мин.
50 мин. или 75 минут при организации 1
занятия после дневного сна
90 мин.
Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во
время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, вовремя письма, рисования и использования
ЭСО.
Занятия по физическому развитию с детьми от 2 до 3 лет осуществляют по подгруппам 3 раза в неделю. Занятия по
физическому развитию проводят в групповом помещении.
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют 3 раза в неделю. Длительность
занятий по физическому развитию зависит от возраста детей.
Один раз в неделю круглогодично проводятся занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе.
Образовательная деятельность, требующая повышенной активности и умственного напряжения детей, проводится в
первую половину дня.
Для достижения достаточного объема двигательной активности используются все организованные формы занятий
физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Направление
развития
Познаватель
ное развитие
Речевое
развитие
Художествен
ноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Виды детской
деятельности
Количество времени образовательной деятельности (занятий)
Группа
2-я мл.
Средняя
Старшая
Возрастная группа
раннего
группа 3-4
группа
группа
возраста 2года
4-5 лет
5-6 лет
3 года
Длительность образовательной
10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
деятельности
нед
мес
нед
мес
нед. мес нед мес
Образовательная часть программы
Познавательно- Формирование представлений об
5
20
7.5
30
10
40
25
100
исследовательска окружающем мире
я
Формирование представлений о
5
20
7,5
30
10
40
25
100
деятельность
природе
Формирование математических
10
40
15
60
20
80
25
100
представлений
Коммуникативная Развитие речи
10
40
15
60
20
80
25
100
деятельность
Подготовка к обучению грамоте
25
100
Восприятие
художественной
литературы
Изобразительная
деятельность
30 мин.
нед.
мес
30
120
30
120
60
240
30
120
30
120
Знакомство с книжной культурой
Осуществляется в ходе образовательной деятельности в режимных
моментах и самостоятельной деятельности
Конструктивная деятельность
Театрализованная деятельность
В совместной деятельности
25
50
30
120
Осуществляется в ходе образовательной деятельности в режимных
моментах и совместной деятельности
Осуществляется в ходе образовательной деятельности в режимных
моментах и совместной деятельности
10
40
15
60
20
80
25
100
30
120
10
40
7,5
30
10
40
12,5
50
15
60
7,5
30
10
40
12,5
50
15
60
20
80
30
120
40
160
50
200
60
240
Приобщение к искусству
Музыкальная
деятельность
Двигательная
деятельность
Подготовит
. группа
6-7 лет
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыкальная деятельность
Двигательная деятельность
Физическая культура в зале
Физическая культура на улице
Осуществляется в ходе образовательной деятельности в режимных
моментах и совместной деятельности
30
120
30
120
40
160
50
200
60
240
15
60
20
80
25
100
30
120
СоциальноИгровая
Сфера социальных отношений,
коммуникати деятельность
трудовое воспитание,
вное развитие Самообслуживани формирование основ
е элементарный
гражданственности и патриотизма,
бытовой труд
основ безопасного поведения
Фактическая нагрузка
Обязательная часть программы %
Познавательное
развитие
Осуществляется в ходе образовательной деятельности в режимных
моментах и самостоятельной
деятельности
1ч
40
6ч
40
2ч
30 м
10 ч
3ч
20 м
13 ч
20 м
100 %
100 %
100 %
Часть формируемая участниками образовательных отношений
Познавательно исследовательская деятельность
-
Фактическая нагрузка Часть формируемая участниками
образовательных отношений, %
0%
0%
0%
5ч
25 м
21 ч
40 м
7ч
100 %
-
24 ч
90 %
-
30
0%
120
0%
Фактическая нагрузка
1ч
40
6ч
40
2ч
30 м
10 ч
3ч
20 м
13 ч
20 м
5ч
25 м
21 ч
40 м
7 ч.
30 м
30 ч
Максимальная нагрузка на ребенка
1ч
40
6ч
40
2ч
30 м
10 ч
3ч
20 м
13 ч
20 м
6ч
15 м
25 ч
7 ч.
30 м
30 ч