Основная образовательная программа -образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 555
Описание образовательной программы
Описание
образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ – детский сад № 555 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для
Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №
371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
- Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020
г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021
года №2).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года
№28).
- «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 373.
- Устав МАДОУ - детский сад № 555.
В ДОУ оказываются услуги для детей дошкольного
возраста от 3 до 8 лет, включая коррекцию речи детей от 5 лет до 8 лет.
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1.9 ФГОС ДО (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации. Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и
обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и
его родителям (законным
представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы),
отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а
также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на
потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее
60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую
документацию, в составе которой:
‒ рабочая программа воспитания,
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных
групп ДОО,
‒ календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе
содержится целевой, содержательный и организационный разделы, которые
отражают следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного
возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная
среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к
себе самому.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи,
принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы
в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов,
подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности
разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу
воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Программы;
‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех
возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.